Правила молодых педагогов

 •   Не считай школу местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

•   В школе не бывает легко. Зато и скучно не бывает. Работай в школе — живи яркой и полной жизнью. Как в приключенческом романе. А думаешь, там героям жилось легче?

•   Учитель — профессия экстремальная (как космонавт или десантник). Она потребует от тебя свойств и умений, с которыми не рождаются. На то, чтобы накачать “педагогические мускулы”, уйдёт несколько лет. Старайся! Быстрее не получится. Зато ты молод, и это огромное достоинство, которое стоит многих “умений”.

•   Первый год (нет, первые три — не будем обманывать) в школе нужно просто выжить. Большинству в  первые годы работы частенько приходит мысль о дезертирстве. Не моё, мол, это призвание; всё равно ничего не получится; я никогда с этим не справлюсь и т.п. Не обращай внимания! Чтобы потом не презирать себя за слабость. Хотя бы год (а лучше — три). Если школа, в самом деле, не для тебя, по крайней мере, уйдёшь с высоко поднятой головой. Найдёшь себе другую работу. Скорее всего, она покажется скучной. И уж точно — лёгкой.

•   Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.  Быть артистичным для учителя, конечно, большой плюс, а вот быть неестественным нельзя ни в коем случае! Только последи за своим языком: речь должна быть чиста и прекрасна. Такая работа…

•   Дети вообще будут тебя  всё время видеть. Не нужно этого бояться, но и забывать об этом нельзя. Плати им той же монетой: смотри на них и вникай. Не прячься за журнал или конспект урока.

•   Не тушуйся и не бойся ничего: опытные учителя знают еще не все.

•  Не ставь себе плохих отметок (“опять не получилось”, “я плохой учитель” и т.п.). И не слушай, если их ставят другие. Начинающего учителя нельзя оценить объективно — как и первоклассника. И тот, кто пытается это делать, поступает, мягко говоря, непрофессионально. Нет, если  хвалят — это правильно. Но если говорят, что ты всё делаешь плохо — не верь. Делай, что можешь. Учительский труд даёт плоды, как бы мы ни оценивали свои таланты. Наши выпускники пока ещё умеют читать, писать и думать.

•  Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.

•  Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Общайся с самыми разнообразными людьми. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

•  Гениальные педагоги — редкость, зато талантливых гораздо больше, чем принято думать. Школа не даст зарыть в землю ни одно из твоих дарований. Не бойся!  Всё пойдёт в ход.

•  Помни: главное дело – это общение с детьми. Умей испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.

•  Хвали самого себя три раза в день утром, днем и вечером. Применяй такую магическую формулу самовнушения: «Я – гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя».

•  Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помни: думать – твоя главная обязанность.

•  Давай свое тепло, особое внимание не тем, кто на них напрашивается или кто тебе нравится, а тем, кому это особенно необходимо.

•  Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди читают родителям лекции и т.п. Не делай таких глупостей. Помни: взрослые – это очень усталые дети.

•  Старайся высыпаться. Сонный учитель — плохой учитель, и дети его не слушаются. А непослушные дети хуже непроверенных тетрадок.

•  Учебный год однажды закончится. Сдашь завучу последнюю бумажку “отчётности” — и всё! Ты даже представить себе не можешь, каким ты в тот день окажешься мудрым, сильным и счастливым.

 

Рекомендуем почитать:

Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Немецкий язык для детей
Тренинги для родителей, которые помогут наладить мир в семье
Группа кратковременного пребывания для детей
Занимательная география

Поделись с друзьями: