Семейный Клуб Псиландия
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ОБУЧАЮЩИЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ "ПСИЛАНДИЯ". МЫ ЗАБОТИМСЯ О БУДУЩЕМ ВАШЕГО РЕБЁНКА ВМЕСТЕ С ВАМИ.
- СПЕЦИАЛИСТЫ НАШЕГО ЦЕНТРА
- ДЕТСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- ОБУЧАЮЩИЕ ТРЕНИНГИ
- ПРОДЛЁНКА
- РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ
- НАША КОПИЛКА
5 класс Русский язык Материалы к урокам по теме "Однородные члены предложения" (на материале произведений Н.Носова "Незнайка и его друзья")
Задание 1.Найдите однородные члены предложения. По каким признакам вы их нашли?
1.Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
2.Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью.
3.Они двадцать раз в день ссорились между собой и двадцать раз на день мирились.
4. На шум прибежали Знайка, доктор Пилюлькин и остальные малыши.
5.Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.
6. Вслед за этим таким же путем появились гусли-самогуды, скатерть-самобранка и разные другие таинственные предметы.
7.В каждом дворе имелся свой огород, где росли репа, редиска, свекла, морковка и другие разные овощи.
8.Репка или морковка выскакивала из земли вместе с корнем, и малышки с визгом и смехом тащили ее на веревке домой.
9.Другая была в пестреньком платье с розовыми и фиолетовыми цветочками.
10.Все окружили Пончика и Сиропчика.
11.Незнайка вскочил с кровати, выпрыгнул в открытое окно и убежал к своему другу Гуньке.
12.Солнышко нас и накормит, и напоит, и обогреет, и высушит.
Задание 2.Укажите простые предложения с однородными членами.
1.Весь порошок так и посыпался на пол, пилюли покатились в разные стороны.
2.Проходили дни, недели, месяцы.
3.Небо все хмурилось, солнышко с утра не выглянуло ни разу, дождь лил не переставая.
4.Вся долина пестрела золотыми одуванчиками, голубыми васильками…
5.Гремела музыка, четко раздавалась команда.
6.Стены комнаты неожиданно рухнули, потолок обвалился, пыль поднялась столбом.
7. Он услужливо поддерживал всех под руки, подталкивал снизу.
8. Голова его понемногу свешивалась на бок, туловище постепенно наклонялось в сторону.
Задание 3. Выпишите однородные члены вместе с теми словами, от которых они зависят; подчеркните эти слова. Поясните, какими членами предложения являются однородные члены.
1.Медуница открыла чемоданчик, и в комнате сразу запахло не то йодом, не то другим каким-то лекарством.
2.Он взял пластырь и разрезал ножницами на четыре части.
3. Синеглазка отклеила пластырь, обрезала ножницами в виде кружка и приклеила обратно на лоб.
4.Как раз в это время Винтик и Шпунтик увидели стоявший посреди дороги автомобиль.
5. Он с наслаждением глядел на прозрачное синее небо, на свежую зеленую травку.
6.В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане.
7. Все раны, царапины, ссадины следует мазать йодом.
8.Из всех домов выбегали жители и смотрели на наших путешественников.
9. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.
10.Малышки украшали площадку цветами, разноцветными фонариками и флажками.
11.Дорога вилась между холмами, шла то лесом, то полем.
12. Машина по-прежнему мчалась среди полей и лугов.
13.Незнайка и Кнопочка обернулись назад и увидели, что на щеках, на лбу, на носу и даже на ушах у Пестренького появились грязные пятна и полосы.
14.После Фунтика выступали фокусники, акробаты, танцоры, клоуны.
15. К цилиндру со всех сторон были подведены провода и металлические трубки с манометрами, термометрами, вольтметрами и другими измерительными приборами.
Задание 4. Прочитайте предложения и объясните, почему в одних случаях перед союзом и стоит запятая, а в других ее нет.
1.Однажды он гулял по городу и забрел в поле.
2.Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку.
3.Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали.
4.У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них.
5.Шипение смолкло, и сейчас же раздался дружный взрыв смеха.
6.Незнайка тоже любил кататься на автомобиле, и Торопыжка часто его катал.
7. Воздушный шар относило ветром, и скоро весь город виднелся далеко позади.
8. Постепенно воздух снова остыл в оболочке, и шар стал опускаться вниз.
9.За ним прыгнул Торопыжка, и тут произошло непредвиденное обстоятельство.
10. Все слушали музыку и очень хвалили.
11.Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним.
12. Он подходил к каждому портрету и смеялся.
13.Он снял со стены портрет Пилюлькина и порвал его.
14.Пилюлькин махнул рукой, и они снова принялись танцевать.
15.Дверь бесшумно отворилась, и наши друзья очутились в комнате.
16. Синеглазка сбегала в соседний дом и принесла Торопыжке пилу.
17.Оба повернулись и возвратились к воротам.
18.Винтик заглянул в сарай и увидел машину.
Задание 5.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; объясните их употребление.
1.Знайка, Торопыжка, доктор Пилюлькин и остальные товарищи Знайки залезли на сцену.
2.Сейчас же в конце улицы показался автомобиль и быстро подъехал к Незнайке и Кнопочке.
3.Он открыл дверцу залез в автомобиль и с важностью расселся на заднем сиденье.
4.Потом он сорвал со стены портрет и отнял у Незнайки краски и кисточку.
5. Этим достигается необходимая плавность движения большая скорость и исключительная проходимость машины.
6.Внутри земля разрыхляется, тщательно перемешивается с удобрением, подкормкой и посевным зерном.
7. Наклон его то увеличивался, то уменьшался.
8. Тут же посреди улицы шла игра в прятки пятнашки, чижики, классы кошки-мышки и другие подвижные игры.
9.Такое отсутствие заграждений очень способствовало устройству во дворах теннисных кортов, беговых дорожек, плавательных бассейнов, футбольных, волейбольных, баскетбольных, крикетных, городошных и разных других площадок.
10.У окна стоял небольшой стол с шахматами шашками и игрой в гусек.
11.Тут были и «Красная шапочка», и «Мальчик с пальчик», и «Золотой петушок» и «Котофей Котофеевич».
12.На столах лежали газеты, журналы, а также шахматы, шашки, лото, домино и другие настольные игры.
13.В клетках у них были устроены лестницы шесты, качели, трапеции.
14.Солнышко только что поднялось над крышами домов и пригревало пешеходам и плечи, и спины и щеки, и лбы, и носы и уши.
15. Электрическая же энергия включает тормоз или механизм поворота.
16.Незнайка и Кнопочка остановились на крутом бережку, с которого были видны и лес, и река и мост через реку, и весь Цветочный город.
Задание 6.Продолжите предложения. Сравните свой вариант с авторским. Составьте схемы двух любых предложений с однородными членами.
1.Вокруг каждого дома росли цветы: _______________________________________________________________
2.Жил он в Цветочном городе, на улице Колокольчиков, вместе со своими друзьями: _________________________________________________
3.Забравшись куда-нибудь в укромное место, Незнайка и Кнопочка начинали мечтать о разных чудесах: ______________________________
4.Самые дальние холмы были как бы покрыты полосками ситца в мелкую крапинку: ___________________________________
5.Известно, что окна обычных домов могут быть обращены на все четыре стороны света: ______________________________________________
Авторский вариант
1. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.
2. Жил он в Цветочном городе, на улице Колокольчиков, вместе со своими друзьями: Знайкой, Торопыжкой, Растеряйкой, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом Гуслей, художником Тюбиком, доктором Пилюлькиным и многими другими.
3. Забравшись куда-нибудь в укромное место, Незнайка и Кнопочка начинали мечтать о разных чудесах: о шапках-невидимках, коврах-самолетах, сапогах-скороходах, серебряных блюдечках и наливных яблочках, волшебных палочках, о ведьмах и колдунах, о добрых и злых волшебниках и волшебницах.
4.Самые дальние холмы были как бы покрыты полосками ситца в мелкую крапинку: черную, белую, желтую, зеленую, красную.
5.Известно, что окна обычных домов могут быть обращены на все четыре стороны света: на север, юг, восток и запад.
Задание 7.Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1.Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. Тюбик схватил свои краски и кисточку, Гусля – свои музыкальные инструменты: и скрипку, и балалайку и медную трубу.
2.Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы красные георгины, разноцветные астры.
3.Играющих во все эти игры можно было увидеть повсюду: в скверах на специальных площадках и во дворах.
4.Чуть ли не на каждом шагу пестрели надписи: «Большой кукольный театр», «Театр марионеток», «Кукольная комедия» «Веселый Петрушка» и другие.
5.Нужно сказать, что в стране коротышек, точно так же, как и у нас, водятся разные звери: львы, тигры волки, медведи крокодилы и даже слоны.
6.В нем все скособочено: и окна и двери, и стены, и потолки.
7.В этом доме все было разное: стены разные балконы разные, колонны разные, двери разные, окна тоже разные: и круглые и полукруглые и треугольные, и четырехугольные, и вытянутые, и квадратные, и ромбические и овальные.
8.Все дома, киоски и павильоны были построены здесь в виде шахматных фигур: башен, ферзей слонов, коней и прочих.
Рекомендуем почитать:
5 класс. Русский язык. Контрольное домашнее задание №4: "Имя существительное"Логоритмика
Немецкий язык для детей
Английский язык для детей
Члены предложения
Поделись с друзьями: