5-6 класс Русский язык Тексты для первых уроков учебного года

5-Й КЛАСС 

ДО СВИДАНЬЯ, АФРИКА!

Бонифаций натянул на себя свитер, и все залюбовались – до того он был хорош!

Расцеловав бабушку, лев побежал по трапу наверх. С берега ему махали платками, он махал в ответ, и, пока дошел до края, пароходик уже отчалил.

БУЛТЫХ!

Бонифаций вместе с сачком и чемоданом упал в воду... Так совершенно неожиданно он искупался в первый раз за все время каникул.

Все вскрикнули и подбежали к берегу. Но страх был напрасный: с пароходика уже бросили спасательный круг. Бонифаций схватился за него и вскоре оказался на палубе.

Бабушка и дети обрадовались и замахали еще сильнее.

Растроганный Бонифаций смотрел на уходящий берег и тоже махал лапой.

Неожиданно он почувствовал странное щекотание: что-то прыгало и билось у него под свитером. Бонифаций ощупал себя спереди, сзади, потом засунул лапу за воротник... и вытащил маленькую рыбку – точно такую, как та, что плавала в озере. Но теперь рыбка была ему уже не нужна. Полюбовавшись на нее, он наклонился над бортом, и рыбка, сверкнув на солнце, исчезла в море. Лев помахал и ей на прощанье.

Пароходик уходил все дальше и дальше, Африка становилась все меньше и меньше, а Бонифаций смотрел на берег и думал: «Какая все-таки замечательная вещь – каникулы!..».

 

(Ф.Хитрук. Каникулы Бонифация)

 


 

Задания

 

1. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные. Найдите сложное слово с соединительной гласной (пароходик).

2. Какие существительные, у которых в корне происходит оглушение, встретились вам в тексте? (Лев, рыбка, берег.) Как проверить их написание? (Львенок, рыба, береговой.)

3. Найдите в тексте слова, которые оканчиваются на шипящий. (Хорош, вещь.) Почему в одном случае мягкий знак пишется, а в другом нет?

4. Найдите в тексте местоимения.

5. Выпишите из текста существительные в разных падежах (по одному примеру на каждый падеж). (Именительный (кораблик), родительный (с берега), винительный (на берег), творительный (над бортом) и предложный (в озере)). Какой падеж не встретился в тексте? (Дательный)

6. Выпишите из текста восклицательные предложения. Найдите предложение с прямой речью. Приведите пример простого предложения с однородными членами.

7. Какие элементы сказки вы видите в этом отрывке? (Лев, у которого есть бабушка, он разговаривает, думает, путешествует, надевает свитер и т.п.; сверкающая на солнце маленькая рыбка – заветное желание, как в сказке.)

8. Какое слово заменяет местоимение он в первом предложении – Бонифаций или свитер? Из-за чего возникла двусмысленность? (Свитер – тоже существительное муж. рода, которое стоит в предложении после имени льва, а местоимение он, по правилам, относится именно к этому последнему существительному муж. рода.)

 

 

6-Й КЛАСС

ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ

 

Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике – этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было – это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы.

– Не хочется тебе лето портить, – сказала она. – Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.

Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.

Ну и вот, значит, пролетели каникулы! В одно прекрасное утро – это было первого сентября – я встал пораньше, сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу. В этот день на улице, как говорится, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело. Я был рад, что снова увижу свой пионерский отряд, всех ребят-пионеров из нашего класса и нашего вожатого Володю, который работал с нами в прошлом году. Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.

Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина – моего лучшего друга, с которым мы в прошлом году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет. И еще мне было грустно, так как я не знал, что скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит, занимался ли я летом по арифметике. Ох, уж эта мне арифметика! Из-за нее у меня настроение совсем испортилось.

Яркое солнышко сияло на небе по-летнему, но прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе и падали вниз. Ветер гнал их по тротуару, и казалось, что листочки тоже куда-то спешат.

 

(Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома)

 

Задания

 

1. Найдите в тексте имена собственные (Федя Рыбкин, Ольга Николаевна). Какие еще признаки имен существительных вы знаете? (Одушевленное/неодушевленное, род, число, падеж). Какие из этих признаков постоянны? (Все, кроме падежа и числа.) Найдите в тексте существительное, у которого отсутствует форма единственного числа. (Каникулы)

2. Выпишите из текста примеры существительных первого и второго склонения. (Арифметика, пора; воздух, утро.) Вспомните, какие существительные относятся к третьему склонению, и придумайте собственные примеры. Найдите разносклоняемое существительное (Время.) Какой частью речи является слово родные в последнем предложении третьего абзаца? (В первом случае существительное, во втором – прилагательное.)

3. Выпишите из двух первых абзацев по 2 глагола прошедшего, настоящего и будущего времени. Найдите предложения, в которых есть все эти времена. (Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет.)

4. Найдите слова, в написании которых используется дефис. (Какие-нибудь, когда-то, ребята-пионеры, вот-вот, куда-то, все-таки, когда-нибудь, полет

нему.)

5. Найдите устойчивые выражения. (Время летит, пришла пора, дал обещание, настроение испортилось.) Найдите в тексте историзм. (Пионеры.)

6. Как автор передает чувства мальчика? Какие средства он использует кроме прямого называния? (Восклицательные предложения, устойчивые выражения разговорной речи (подумать только; ох, уж эта мне арифметика!), в последнем абзаце параллель с погодой (не только герой понимает, что время каникул прошло и надо браться за учебу, но и осенние «листочки тоже куда-то спешат».)
 

Рекомендуем почитать:

Иностранные языки для взрослых и детей понравятся каждому!
Примерная разработка урока по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (учебно-методический аспект)
Немецкий язык для детей
Испанский язык для детей
Квилинг для детей

Поделись с друзьями: