Примерная разработка урока по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (учебно-методический аспект)

 Цели урока:

1) Обобщить сведения о ранее изученных жанрах древнерусской литературы.

2) Получить сведения о таких жанрах древнерусской литературы, как историческая повесть, сказание, плач.

3) Расширить знания об особенностях древнерусской книжности.

4) Отработать умения:

-        анализировать и систематизировать материал;

-        выделять ключевые мысли в прочитанном тексте;

-        участвовать в учебном диалоге;

-        сотрудничать при выполнении учебных задач и т.п.,

и в дальнейшем перевести эти умения в общеучебные компетенции.

Приёмы, используемые на уроке: «кластеры», «инсерт», составление трёхчастного дневника (в качестве домашнего задания).

1. Сатдия вызова. (Данный этап является первым блоком в трёхчастной схеме построения урока по технологии РКМЧП: «стадия вызова» - «стадия осмысления содержания» - «стадия рефлексии». Цель первого этапа – вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания, сформировать правильную мотивацию, задать вопросы.)

 Без объявления темы урока учитель зачитывает следующие строки из древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». До чтения ребятам предлагается вопрос: «К какому периоду русской литературы можно отнести этот отрывок?» Вопрос записан на доске, во время чтения отрывка вопрос всегда находится перед учениками. После завершения чтения учитель ещё раз вслух проговаривает вопрос. Ответы учеников учитель не исправляет.

//В 6745 (1237) году, через двенадцать лет по принесении из Корсуня чудотворного образа, пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал станом на реке на Воронеже, близ Рязанской земли. И прислал в Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому послов без пользы для дела, прося десятины во всем: в князьях, и в людях всех сословий, и во всем.

И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский о приходе безбожного царя Батыя, и быстро послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него либо помощи воинами против безбожного царя Батыя, либо чтобы он сам войска привел. Князь же великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам войско не повел, и на помощь воинов не послал, желая сам, в одиночку, сразиться с Батыем.//

Не читая текст учебника, ребятам даётся задание составить кластер на тему «Известные вам жанры древнерусской литературы». Работа проходит в парах. По завершении работы каждая пара может презентовать свою «ветвь» кластера с краткими комментариями. (Примечание: Если урок по данной технологии проводится впервые, то учителю придётся затратить несколько минут на объяснение механизма составления кластеров. Если же школьники не первый раз сталкиваются с таким заданием, составление кластера занимает примерно  3-4 минуты).

Пример кластера, составленного учениками:

Примечание: Ребята знают, что после прочтения текста кластер может быть дополнен и исправлен, поэтому всегда оставляется пространство для новых «веток».

По желанию пары презентуют одну из своих ветвей, коротко комментируя свой выбор.

(!!!) На этом этапе урока учитель НЕ В ПРАВЕ каким-то образом исправлять и дополнять ответы учеников. Должна создаваться атмосфера свободного мышления, не связанного рамками учительского «единственно правильного» мнения. Если на стадии вызова ученики допустили ошибку, то на стадии осмысления содержания эта ошибка обязательно «всплывёт», и ребёнок сможет сам её исправить.

2. Стадия осмысления содержания. Вслух читается текст (по очереди, одним учеником или учителем) на стр. 94 – 102. По ходу чтения на полях делаются пометки +, -, v, ? (приём «инсерта»). После первого прочтения ученики тезисно заполняют таблицу. Примечание: Таблицы похожего вида тоже знакомы ученикам 6-го класса, поэтому учителю не приходится на уроке тратить время на объяснение того, как чертить таблицу, сколько в ней должно быть граф и как эти графызаполнять.

 

"V" (Уже знаю) "+" (узнал новое) "-" (думал иначе) '?" (есть вопросы)
       
       

 

После заполнения таблицы переходим к основной части урока – её обсуждению. Основное внимание мы должны обратить на вторую графу таблицы, которая зачастую бывает самой объемной. Это те новые знания, которые ребята получили в процессе первого чтения. Графа «Уже знаю» должна подтвердить те «ветви» кластера, которые ребята заполняли на стадии вызова. Графа «Думал иначе» должна исправить имеющиеся ошибки в кластере, если они есть. Вопросы тоже можно задать ДО обсуждения центральной второй графы.

Итак, если всё исправлено и все вопросы заданы, переходим к стадии рефлексии.

3. Стадия рефлексии.  Так же, как и на стадии вызова, работу можно строить в парах. В соответствии с записями во второй графе таблицы происходит обсуждение НОВОГО материала, который ребята «добыли» в процессе критического (аналитического) чтения статьи учебника. Каждая пара может выступить с каким-то одним тезисом. Учитель лишь направляет ход мыслей ребят в нужную сторону (ведь мы должны достичь определенных целей: познакомиться с новыми жанрами).

Особое внимание учитель останавливает на тех тезисах, которые касаются ещё не изученных жанров древнерусской литературы. Пока ребята не читали сами тексты, относящиеся к этим жанрам, поэтому учителю надо подкрепить теоретические сведения примерами для более полного и точного понимания.

Примечание: Ученики, знакомые с ходом подобных уроков, знают, что на стадии рефлексии кластер ДОЛЖЕН быть дополнен новыми «ветвями». Поэтому в процессе выступления пар ребята самостоятельно исправляют/дополняют кластер, чтобы в конце урока презентовать уже полностью готовый и исправленный материал.

Итак, кластер учеников должен дополниться следующими гроздями:

После выступления всех желающих пар и презентации итогового варианта кластера учитель подводит итоги урока, делая акцент на том, что дети во многом самостоятельно узнали новую информацию. Затем ученикам предлагается поделиться тем, что было самым интересным для них на уроке. После учителем даётся инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Домашнее задание. Ребятам в качестве домашнего задания предлагается составить трёхчастный дневник по статье Д.С.Лихачёва «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы». Текст статьи распечатан в нескольких экземплярах, также ребята знают, что на моём персональном сайте они могут найти полный текст статьи Лихачева и алгоритм выполнения домашнего задания в случае, если возникнут затруднения на каком-либо этапе.

Данный урок описан в учебно-методическом аспекте, но стоит отметить, что у описываемого урока имеются также воспитательный и познавательный аспекты, которые проявляются через содержание материала урока, через методы и формы обучения, направленные на развитие аналитического мышления у детей, а также через личностное взаимодействие между учителем и учениками в процессе учебного занятия.

Рекомендуем почитать:

Уроки вокала для детей
Ранее развитие детей
Риторика
Нормы выставления оценок за сочинение и изложение
Классификация проблем к текстам части С по русскому языку

Поделись с друзьями: